LUBRIGARD
Всё самое важное о моторных маслах
После ввода санкций с российского рынка ушли многие известные производители автомобильных масел. Их место сразу же заняло огромное количество новых брендов. Разобраться в многообразии моторных масел, которые сейчас представлены на отечественном рынке не просто. В этой статье мы напоминаем, что обозначают цифры и аббревиатуры на канистре, рассказываем, как правильно выбирать масло, на что стоит обратить внимание.
Критерии подбора
Каким требованиям должно отвечать современное моторное масло
Масло в двигателе решает две главные задачи — уменьшает трение между движущимися деталями и снижает износ. Также масло смывает с поверхности деталей продукты износа, остатки несгоревшего топлива, охлаждает двигатель.

Очень важно, чтобы масло решало эти задачи при разных температурах — от минусовой, при которой запускается зимой двигатель, до рабочей (она поднимается до +100 градусов и выше). Само собой важно, чтобы масло сохраняло свои первоначальные свойства как можно дольше.
Что входит в состав моторного масла

Все современные моторные масла состоят из базового масла и пакета присадок, которые придают маслу заданные свойства. Роль присадок может быть разной: противозадирная, противоизносная, антиокислительная и другие.
Меняя состав присадок и их количество, получают масло с необходимыми характеристиками. Состав присадок у каждого производителя свой, и информацию о нем никто из производителей не разглашает. Но потребителю и не нужно знать состав присадок — для него важно, чтобы масло по своим характеристикам подходило для конкретного двигателя и «добросовестно» выполняло свои функции от замены до замены.

По каким характеристикам выбирать масло

Масло выбирают по двум параметрам — вязкости и эксплуатационным свойствам. В сервисной книжке или в руководстве по эксплуатации автомобиля указано, какое масло рекомендовано производителем. Характеристики масла указаны на этикетке канистры. Всю нужную информацию покупателю дает маркировка по SAE, API и ACEA.

Маркировка вязкости по SAE

Вязкость любой жидкости зависит от ее температуры — с ростом температуры вязкость снижается. При высоких температурах масло должно быть достаточно густым, чтобы его не выдавливало из промежутка между трущимися поверхностями. Также для моторного масла важно, чтобы при низких температурах оно оставалось достаточно жидким, иначе при запуске двигателя на морозе стартер просто не сможет вращать коленчатый вал. Заметим, что совместить эти требования сложно. Инженеры и технологи подбирают для этого правильно сбалансированный состав базовых масел и присадок.
Обозначение вязкости масла
Вязкостные свойства моторных масел при разных температурах определяют по стандарту SAE J300, который был разработан Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers) в 1975 году и с тех пор стал общепринятым для всех производителей масла.

В соответствии с этим стандартом вязкость обозначается двумя числами: например, 5W-20 — первая цифра с буквой W (англ. winter — зима) обозначает вязкость масла при низких температурах, вторая — при высоких.
В руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля приведены рекомендации по выбору масла в зависимости от температуры воздуха, при которой он эксплуатируется. Обычно они представлены в виде таблицы.
Пример таблицы для подбора вязкости моторного масла:
Чтобы подобрать вязкость масла, учитывают минимальную и максимальную температуру воздуха того климатического района, в котором эксплуатируется автомобиль.

Эксплуатационный класс масла по API
Классификация моторного масла по API (American Petroleum Institute) учитывает свойства моторных масел и особенности двигателей, для которых они предназначены. Класс масла обозначается двумя латинскими буквами. Первая буква обозначает тип двигателя:
S (от англ. «spark ignition» — «воспламенение от искры») — бензиновый;
C (от англ. «compression ignition» — «воспламенение от сжатия») — дизельный;
T (от англ. «two-stroke» — «двухтактный») — используется для двухтактных двигателей.
Вторая буква конкретизирует, для какого поколения тех или иных двигателей масло предназначено. Чем дальше она отстоит от начала латинского алфавита, тем современнее мотор, в котором это масло можно применять. При этом каждая последующая категория перекрывает требования предыдущей:
SJ — автомобили 1997-2000 годов, улучшенные энергосберегающие свойства,
SL — автомобили 2001-2003 годов выпуска, увеличенный срок эксплуатации,
SM — автомобили 2004-2010 годов выпуска,
SN — автомобили с 2010 года выпуска,
SN Plus класс введен в 2018 г. для предотвращения эффекта LSPI (Low Speed Pre-Ignition), или низкоскоростное предварительное зажигание — эффект самовоспламенения топливной смеси в процессе ее сжатия при малых оборотах и нагрузках.
SP — специальное масло с присадками, препятствующими преждевременному воспламенению смеси, которое свойственно современным двигателям малого объема с турбонаддувом и системами прямого впрыска (класс введен в 2020 году).
Обозначение эксплуатационного класса масла
Обозначения API для дизельных моторов:
CH-4 — автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
CI-4 — автомобили с 2002 г., с турбиной, с клапаном EGR
CJ-4 — автомобили с 2006 г., адаптировано для моторов с сажевыми фильтрами
CK-4 — автомобили с 2017 г., совместимо с новыми сажевыми фильтрами, более эффективная защита от отложений
Категории «C» преимущественно применяются для подбора моторного масла для большеобъемных тяжелонагруженных дизельных двигателей коммерческого транспорта и спецтехники. Их можно редко встретить в руководствах по эксплуатации легковых автомобилей, а также на соответствующих канистрах масла. Для «легковых» дизелей как правило чаще используют классификацию масел от ACEA — речь о ней пойдет чуть ниже.
Универсальные масла, которые можно использовать и в бензиновых, и в дизельных моторах, имеют двойное обозначение. Первым указывают более предпочтительное применение. Подобрать масло на нашем сайте можно тут.
Эксплуатационный класс масла по ACEA

Это еще одна классификация масел по эксплуатационным свойствам. Она разработана Европейской ассоциацией производителей автомобилей (European Automobile Manufacturers’ Association).
Дело в том, что условия эксплуатации автомобилей в Европе отличаются от американских. Машины больше ездят по городу, скорости на автострадах выше, экологические требования жестче.

Моторы европейских автомобилей отличаются также конструктивно. Они меньше по размерам (объем масла тоже меньше), более форсированные и высокооборотистые с большей удельной мощностью. Все эти отличия учтены в классификации ACEA. Последняя редакция ACEA вышла в 2021 году.
Категория A/B — моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и малого коммерческого транспорта:

A3/B4 — стабильное, сохраняющее свои качества моторное масло, предназначенное для использования при увеличенных интервалах замены масла в легковых автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями. Подходят для применений, описанных в разделе A3/B3.

A5/B5 — стабильное, сохраняющее свои качества моторное масло, предназначенное для использования при увеличенных интервалах замены масла в легковых автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями, для которых требуются маловязкие моторные масла с вязкостью HTHS от 2,9 до 3,5 мПа·с. Эти моторные масла не подходят для использования в определенных двигателях.

A7/B7 — стабильное, сохраняющее свои качества, моторное масло, предназначенное для использования при увеличенных интервалах замены масла в легковых автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями, для которых требуются маловязкие моторные масла с вязкостью HTHS от 2,9 до 3,5 мПа·с. По сравнению с A5/B5 эти моторные масла обеспечивают защиту от преждевременного зажигания и износа на низких оборотах для бензиновых двигателей с турбонаддувом, а также защиту от отложений в турбокомпрессоре (TCCD) современных дизельных двигателей с прямым впрыском. Эти моторные масла не подходят для использования в определенных двигателях.

Категория C — малозольные (с малым содержанием веществ, образующих золу при сгорании) моторные масла, характеризующиеся повышенной совместимостью с каталитическими нейтрализаторами. В категории 5 классов от С1 до С5, которые отличаются содержанием присадок, образующих при сгорании сульфатную золу, и вязкостью.
Категория E — моторные масла для мощных дизельных двигателей на коммерческом транспорте, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях с большими между сервисными интервалами. В категории 4 класса — E4, E6, E7 и E9.
Одобрения и допуски автопроизводителей

В продаже можно найти масла, на упаковке которых указано, что конкретный сорт масла «одобрен» тем или иным автопроизводителем для применения в двигателях своих автомобилей.
Информация о допусках производителей указана на этикетке канистры
Это значит, что масло протестировано автопроизводителем и по результатам испытаний оно отвечает всем необходимым требованиям и допущено к эксплуатации в конкретных моделях автомобилей. Для автовладельца наличие одобрения или допуска упрощает подбор масла. На эксплуатационный класс внимание можно не обращать — достаточно подобрать вязкость масла в зависимости от климата, в котором эксплуатируется автомобиль.
Какое масло купить, если необходимого класса нет в продаже

Бывает, что в продаже нет масла с точно такими же характеристиками, которые рекомендует автопроизводитель. Это типичная ситуация для автомобилей, выпущенных 10 и более лет назад. Характеристики масел постоянно улучшаются, и устаревшие масла перестают выпускать.

Если масла устаревшей категории нет в наличии, покупатель должен подобрать масло с той же вязкостью из более продвинутой категории.

С какой периодичностью менять масло

Срок замены масла устанавливает производитель автомобиля и указывает его в руководстве по эксплуатации или в сервисной книжке. Обычно он равен 15 тыс. км. Гарантия на автомобиль распространяется при соблюдении периодичности, указанной в сервисной книжке. Однако масло работает не только при движении автомобиля по шоссе, но и когда он стоит на месте с включенным двигателем. Если машина эксплуатируется в основном в городе с частыми остановками на светофорах и в пробках, величина пробега не позволяет правильно оценивать степень износа масла. В таких случаях многие автомобилисты ориентируются не на пробег, а на время работы масла, которое измеряют в моточасах. Считается, что минералка служит не больше 200 часов, полусинтетическое масло — 200–250 часов, синтетика — 300–350 часов.
Здесь с момента последнего сброса мотор проработал 38 часов 10 минут
Почему нужно обращать внимание на страну, где произведено масло

Обращайте внимание на штрих-код. Если он начинается с цифры 46, масло произведено в России. Сегодня отечественные производители не имеют официального доступа к импортному сырью и, в частности, к присадкам от мировых лидеров.

Если производитель масла заявляет о стабильности состава, в котором фигурируют импортные компоненты, то такая информация может не соответствовать действительности. Сегодня присадки завезли, а «завтра» с поставками нужных компонентов появились проблемы. Из-за этого фактическое содержимое канистры с маслом может не соответствовать заявленному на этикетке.
Цифра "69" на штрих-коде означает, что масло сделано в Китае
То же самое и с официальными лицензиями API. Если они получены брендом, но на этикетке на штрих-коде мы видим «Произведено в России», сразу возникает вопрос стабильности состава.

Учитывая все риски, которые могут поджидать покупателя канистры с сомнительным составом, автомобилистам сейчас особенно важно внимательно подходить к выбору моторного масла для своего автомобиля. Будьте бдительны и отдавайте предпочтение только проверенным смазочным материалам – это гарантия безопасности для вашего автомобиля.