Сколько реально может отработать масло в двигателе?

Можно ли без вреда для мотора «выкатывать» дилерские сервисные интервалы или они действительно задаются с учетом идеальных условий эксплуатации машин, которые не имеют ничего общего с действительностью? Чтобы это понять, нужно проследить жизнь конкретного масла в двигателе конкретного автомобиля от ТО до ТО.

Экспериментировать так экспериментировать.
Для этого мы взяли автомобиль Skoda Karoq 2021 года выпуска с двигателем DJKA (семейство EA211-TSI): рабочий объем 1,4 литра, 4-цилиндровый, рядный, турбированный, мощность 150 л. с). Этот же мотор в различных его модификациях устанавливается под капоты Volkswagen (Tiguan, Jetta, Golf, Polo, Beetle), Audi (A1, A3, A4, Q3), Skoda (Rapid, Octavia, Superb, Kodiaq). То есть наша аудитория уже расширилась кратно. А это значит, что результаты эксперимента, с определенными поправками, могут проецироваться и на эти авто.

Фото: Skoda Karoq

Что это за поправки?
Как минимум нужно учитывать массу машин и условия, в которых они эксплуатируются. Так, подопытный Skoda Karoq 80% ездит по городу. В нашем случае это Москва, которая славится своими пробками. И только 20% пробега приходится на скоростные магистрали. Например, в период испытания масла (о нем чуть позже) такой стала М-4 «Дон», по которой владелец автомобиля совершил летний вояж к морю (г. Геленджик).

Фото: Авторское фото из г. Геленджик от владельца испытуемого автомобиля

Назвать пройденные по «платнику» километры легкими было бы неправильно. На скоростной трассе, где установлен предельный скоростной режим 110−130 км/ч (+20 км/ч «нештрафуемой» прибавки), масло в малокубатурном, высоконагруженном моторе разогревается до температуры более 120 ˚С. И это несмотря на немалый, по меркам даунсайзинговых (downsizing — уменьшение размера) ДВС, объем картера, вмещающего 4,3 литра масла, а также невысокую оборачиваемость смазочного материала по системе и чистые радиаторы, которые обеспечивают эффективный теплообмен. Это очень важно, так как прошедшим летом на юге стояла аномальная жара плюс 40−45 ˚С в тени. К сложным условиям отнесем и движение по горному серпантину. На этих участках дороги мотор работал не только в предельных температурных, но и мощностных режимах. Это также способствовало более быстрому окислению масла и деградации его основы.
Что испытывали?
До пробега 76 080 километров — именно такая цифра значилась на одометре Skoda Karoq — в его двигатель заливалось масло Petro-Canada Supreme Synthetic C3-X 5W-30 (VW 504 00/507 00), которое заменялось с периодичностью каждые 15 000 км. То есть мы говорим о дилерском интервале ТО, от которого многих автовладельцев бросает в дрожь. Важно: смазочный материал выдерживал данную наработку, о чем косвенно можно было судить по его расходу на угар, а именно — его отсутствию.
Задача — найти ему достойную замену среди аналогов по более низкой цене и со 100%-ной гарантией отсутствия подделок. Выбор пал на LUBRIGARD SUPREME SYNTHETIC PRO C5 0W-20. Данное масло разрабатывалось специально для современных двигателей концерна VOLKSWAGEN (ориентировочно, начиная с 2019—2020 гг. в.), о чем свидетельствует его соответствие требованиям VW 508.00/509.00.

В его составе помимо стандартного пакета присадок от компании Chevron Oronite содержится цирконий. Зачем его туда ввели? С точки зрения физхимии смазочного материала данный химический элемент абсолютно бесполезен. Он не оказывает влияния на противоокислительную или термическую стабильность, не улучшает противоизносные свойства и т. д. Оказывается, цирконий нужен исключительно в качестве маркера оригинальности продукта. В нынешнее время, когда рынок заполонил фальсификат, очень важно иметь возможность безошибочно определить — оригинальное масло или поддельное.

Фото: Подготовка к заливке на СТО

А вот чем действительно LUBRIGARD SUPREME SYNTHETIC PRO C5 0W-20 отличается от аналогов, так это содержанием в составе соединений натрия, которые входят в состав ингибиторов коррозии, защищающих элементы ДВС от воздействия на них органических кислот. От эффективности данного комплекса, в частности, зависит то, как долго смазочный материал сможет сохранять свои свойства и качества и сколько он прослужит в двигателе. Отметим, что соединения натрия, обнаруженные в моторных маслах, трактуются лабораторией как следы антифриза. Делаем на этом акцент, чтобы исключить путаницу в интерпретации данных исследования проб.
Кстати, а почему была взята вязкость 0W-20, а не 5W-30?
Во-первых, маловязкое масло допущено к применению автопроизводителем. Во-вторых, оно позволяет снизить расход топлива. В-третьих, оно более совершенное по составу основы и, в частности, отличается оптимальным содержанием полиальфаолефинов и минимальным количеством полимерного загустителя. А именно от его стойкости зависит изменение такого важного показателя как динамическая вязкость и, соответственно, образование защитной пленки на деталях ДВС.

Фото: Старт испытаний: заливка LUBRIGARD SUPREME SYNTHETIC PRO C5 0W-20 в Skoda Karoq

Как испытывали?
Здесь все просто. Точнее, все, как в реальной жизни, но только под контролем «большого брата». Масло было залито в мотор осенью 2023 года и проработало в нем до середины лета 2024 года. Общая наработка составила 15 007 км, которые пройдены при средней скорости 29 км/ч (517 моточасов). Это очень много, особенно учитывая зимний период, для которого характерны продолжительные прогревы ДВС, в течение которых он работает на обогащенных смесях, а также аномальную жару прошедшего лета. Из облегчающих обстоятельств отметим, что владелец автомобиля заправлял его исключительно бензином АИ-100 ЭКТО, который приобретался на АЗС, принадлежащей крупной нефтеперерабатывающей компании. С точки зрения обеспечения штатной работы мотора это очень важно.
Чтобы отслеживать изменение свойств смазочного материала, были выполнены три отбора проб из картера ДВС. Делалось это через отверстие щупа измерения уровня масла. Первая — практически сразу после его замены. По ней можно было судить, как на него повлиял несливаемый остаток. Ее результаты не представляют особого интереса. Вторая проба взята на пробеге 10 000 км, а третья — при наработке 15 007 км. Вот по ним уже можно было судить о том, какие изменения происходят в смазочном материале.
Результаты
Главными критериями состояния масла являются наличие в нем продуктов износа (так называемые индикаторы), сохранение показателей кинематической вязкости в рамках допуска и запас по щелочному числу. Результаты лабораторных анализов показали, что по всем параметрам, кроме кинематической вязкости, замечаний к маслу нет.

Начнем с главного. После пробега 15 000 км его ресурс оказался не исчерпан. Об этом говорит отсутствие пересечения графиков изменения кислотного и щелочного чисел. Разрыв между их значениями невелик, но его вполне достаточно, чтобы при необходимости можно было отсрочить замену масла еще на полторы-две тысячи километров.
Что касается кинематической вязкости, то она выросла и масло из класса 20 (по SAE J300) перешло в класс 30. Объясняется это, прежде всего, накоплением в нем продуктов горения топлива. Насколько это критично? Производитель ДВС допускает использовать в нем масла (SAE) 5W-30. Следовательно, никаких негативных последствий для мотора нет.

Скажем больше. Опасность для двигателя представляло бы масло, которое вышло за рамки допуска по вязкости в сторону класса 16, что свидетельствовало бы о срабатывании основы и, прежде всего, полимерного загустителя. Но этого не произошло. Следовательно, LUBRIGARD SUPREME SYNTHETIC PRO C5 0W-20 способно защитить современный высоконагруженный мотор, работающий в сложных условиях на протяжении дилерского интервала ТО, и является отличной заменой продуктов, ранее используемых официальными дилерами автомобильных брендов.