Масла для китайской коммерческой техники: нюансы выбора
Стандарт GB
Почему при обслуживании китайской коммерческой и специальной техники не обойтись без смазочных материалов, соответствующих национальным стандартам КНР?
Активное замещение европейской, американской и японской специальной
и коммерческой техники на китайские аналоги – реалии дня сегодняшнего.
Парк машин стремительно меняется во всех сегментах: от магистральных тягачей
и самосвалов до экскаваторов и бульдозеров. В связи с этим инженеры отделов главного механика автопредприятий и эксплуатирующих организаций разбираются
в нюансах подбора запасных частей и расходных материалов, среди которых особое место занимают смазочные материалы.

Преимущества масел стандарта GB

Масла, изготовленные для внутреннего рынка Китая и используемые при обслуживании автомобильной и специальной техники, обязаны отвечать национальным стандартам Китайской Народной Республики GB (сокр. от Guobiao). Согласно им смазочные материалы обязаны пройти тестирование на соответствие нормативам, часть которых превышает требования API, ACEA, ILSAC, SAE, ISO. Только в этом случае продукция будет занесена в реестр China Compulsory Certificate (орган Обязательной Сертификации Китая).

Из этого следует, что для обеспечения надежной работы техники, выпущенной в КНР, и достижения ею заложенного конструкторами ресурса, при обслуживании машин необходимо использовать масла, отвечающие требованиям стандартов GB
в дополнение к упомянутым выше API, ACEA, ILSAC, SAE, ISO.
В частности, применительно к моторным маслам для дизельных двигателей коммерческой техники важно соответствие их требованиям стандарта GB 11122-2006, трансмиссионным маслам – GB 13895-2018, гидравлическим маслам – GB 11118.1 HM
и GB 11118.1 HV.

Их наличие, по сути, является пропуском смазочных материалов в сервисные
зоны автопредприятий и эксплуатирующих организаций, а также СТО, на которых обслуживаются машины из КНР. При этом важно понимать, что национальные стандарты GB не замещают собой, а дополняют и ужесточают требования API, SAE, ISO и т.д., на которые привыкли ориентироваться инженеры, отвечающие
за эксплуатацию транспортных средств и спецтехники.
Покажем, в чем именно заключаются отличия и по каким параметрам национальные стандарты GB превосходят общепринятые, мировые. Начнем с самых востребованных – моторных масел. По ним стандарт GB предъявляет более жесткие требования
в части контроля качества продукции, а также по содержанию воды и механических примесей.

Кроме того смазочные материалы должны перекрывать требования API.
Также стандартом нормируются значения температуры вспышки и температуры застывания. На практике это выражается в меньшем расходе масла на угар, более легком пуске моторов при низких температурах. Для парков коммерческого транспорта и спецмашин эффект проявляется в сокращении эксплуатационных расходов и повышении коэффициента технической готовности техники.
Значительно больше различий имеют гидравлические масла.
В частности, по требованиям национального стандарта GB они обязаны обладать улучшенными противоизносными свойствами, что особенно важно для высоконагруженных, обладающих большой производительностью агрегатов гидросистем. Следующий заслуживающий внимания показатель – стабильность при обводнении. Масла должны сохранять свои свойства и качества при попадании в них воды. Это важно, прежде всего, для техники, имеющей гидравлическую систему с маслобаками большого объема, в которых из-за перепада температуры и наличия клапанов происходит конденсация влаги
из воздуха.

Проблема актуальна и для спецмашин, оборудование которых
работает в циклическом режиме, например мусоровозов или крано-манипуляторных установок. При работе на точке (загрузка/выгрузка) гидросистема прогревается, а при перемещении машины от объекта
к объекту остывает. В эти периоды и происходит попадание конденсата в масло. Гидравлические масла, отвечающие требованиям стандарта GB, характеризует высокая термоокислительная стабильность, от которой зависит их ресурс и склонность к образованию отложений.
Она достигается, в частности, благодаря использованию современных антиокислительных компонентов (antioxidants, oxidation inhibitors)
в пакетах присадок. По требованиям национального стандарта GB гидравлические масла также должны иметь лучшие антикоррозионные свойства, а также фильтруемость.
Применительно к трансмиссионным маслам упор нужно сделать на значительно более жесткие требования к противоизносным и противозадирным свойствам, которые регламентирует стандарт GB. Общим преимуществом всех типов гидравлических и трансмиссионных масел, отвечающих стандартам GB, является более высокое требование по пенообразованию. Этот параметр напрямую влияет
на качество смазки деталей агрегатов и их ресурс.

Для того чтобы достичь требуемых значений, в пакет присадок был добавлен высокоэффективный противопенный компонент последнего поколения. Особенно важно низкое пенообразование для агрегатов гидравлических систем и трансмиссий, которые продолжительное время работают на предельных режимах производительности. В частности, такие есть у бульдозеров, задействованных
на строительстве дорог, и экскаваторов, работающих на карьерах с непрерывным производственным циклом.
Отметим, что стандартом GB нормируется стабильность вязкости смазочного материала. По этой причине большое количество масел изготовлено с применением высококачественного, стойкого к деструкции (разрушению) полимерного загустителя, а также высоковязких базовых масел. Чем выше вязкость, тем меньше полимерного загустителя требуется добавлять и тем стабильнее характеристики основы масла
с ростом его наработки.

Следовательно, соответствующие требованиям стандарта GB смазочные материалы гарантированно защищают от износа агрегаты машин на протяжении всего регламентного сервисного интервала. Способность смазочных материалов выдерживать длительные интервалы ТО позволяет при определенных условиях добиться снижения эксплуатационных затрат и повысить рентабельность техники.

Смазочные материалы стандарта GB для мультибрендовых парков

Начнем с того, что смазочные материалы, произведенные в КНР для внутреннего рынка и поставляемые по линии официальных дилеров китайских брендов автомобильной и специальной техники, соответствуют требованиям стандарта GB. Это допускает их применение как в гарантийный, так и постгарантийный периоды
в узлах и агрегатах машин китайского производства, в руководстве по эксплуатации которых имеется соответствующая рекомендация.

Важно: смазочные материалы, отвечающие требованиям стандартов GB 11122-2006, GB 13895-2018, GB 11118.1 HM и GB 11118.1 HV, могут успешно использоваться при обслуживании коммерческой и специальной техники европейских, американских, японских и отечественных производителей, так как перекрывают требования API, ACEA, ISO, SAE. Следовательно, они обеспечат лучшую защиту узлов и агрегатов машин разного типа и класса и могут использоваться в мультимарочных парках.
Это даст дополнительную и весьма ощутимую экономию на оптимизации расходов, связанных с закупкой, хранением и учетом смазочных материалов.

Среди представленных на российском рынке смазочных материалов, соответствующих национальным стандартам Китайской Народной Республики (GB), выделяется продукция бренда LUBRIGARD PRO. Масла созданы по рецептурам всемирно-известных разработчиков пакетов присадок Infineum, Lubrizol, Afton Chemical, Chevron Oronite, а их производство налажено на оборудованном по последнему слову техники заводе-блендере, расположенном

в Шанхае, где сосредоточен научно-технический потенциал Китая.


Автор:
Александр Борисов, старший технический эксперт LUBRIGARD